Гибель богов (фильм)

Гибель богов (фильм)

«Гибель богов» (итал. La caduta degli dei) — кинофреска Лукино Висконти (1969) о распаде семейства промышленной аристократии (наподобие Круппов из Эссена) и о событиях, связанных с ночью длинных ножей в третьем рейхе. Главные роли исполнили любовник Висконти Хельмут Бергер, Дирк Богард и Ингрид Тулин. Фильм имел оглушительный успех в европейском прокате. Он открывает собой «германскую трилогию» Висконти и вереницу артхаусных лент о нацизме и его истоках.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 В ролях
  • 3 Истоки
  • 4 Реакция
  • 5 Влияние
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • Сюжет

    Германия, 27 февраля 1933 года. Барон Иоахим фон Эссенбек, глава металлургического концерна, празднует день своего рождения в кругу родственников и приближённых. Здесь собираются: младший сын Иоахима, Константин фон Эссенбек с сыном Гюнтером; внучатая племянница Элизабет и её муж Герберт Тальман, вице-президент концерна; вдова старшего сына Иоахима, Софи фон Эссенбек, её сын Мартин, законный наследник достояния фирмы, а также её любовник Фридрих Брукман, исполнительный директор сталелитейных заводов. Кроме того, присутствует кузен Софи — гауптштурмфюрер СС Ашенбах.

    Когда Мартин в женском обличье имитирует танец Марлен Дитрих из «Голубого ангела», торжество прерывает срочное сообщение из Берлина о поджоге Рейхстага. Глава семейства объявляет своё решение назначить вице-президентом Константина, члена нацистской партии, занимающего важный пост в СА. Отправленный в отставку Герберт, человек либеральных убеждений, понимает, что теперь он может спастись лишь бегством за границу. Пользуясь ситуацией, Фридрих, подстрекаемый Софи и Ашенбахом, ночью убивает старого Иоахима в его спальне; ответственность за это возлагается на бежавшего Герберта.

    Отныне формальным главой концерна должен стать наследник — Мартин, испорченный юноша со скованной волей. По наущению матери он выдвигает на пост президента Фридриха. После самоубийства девочки-еврейки Лизы Келлер, которую совратил Мартин, осведомлённый Константин начинает шантажировать Мартина, и тот, запаниковав, прячется на чердаке замка. Софи договаривается с Ашенбахом о том, как замять это дело и как устранить Константина с помощью Фридриха.

    На рассвете 30 июня 1934 года в Бад-Висзее, в расположение отрядов СА, где накануне состоялось празднество, закончившееся пьяной оргией, прибывает отряд СС во главе с Ашенбахом, чтобы истребить собравшихся здесь штурмовиков (см. Ночь длинных ножей). В этой акции участвует Фридрих, который, исполняя волю Софи, расстреливает Константина из автомата. Всячески провоцируя борьбу за власть в семействе Эссенбеков, эсэсовец Ашенбах использует каждого из участников этой борьбы в интересах нацистского дела.

    Софи устраняет Элизабет, добившись отправки её в концлагерь, где она впоследствии умирает, и интернирования детей, чтобы вынудить её мужа Герберта вернуться и предать себя в руки гестапо. Ашенбах убеждает юного Гюнтера, сына Константина, вступить в гитлеровскую партию, но главную свою ставку делает теперь на Мартина, разжигая в нём жажду власти и его затаённую ненависть к матери, подавляющей его волю.

    Стремясь к самоутверждению, Мартин насилует мать. Вскоре он, уже облачённый в мундир СС, устраивает в фамильном замке банкет по случаю её свадьбы с Брукманом. Пройдя ритуал венчания, полупомешанная Софи и покорно повинующийся Фридрих получают от Мартина «в подарок» ампулы с цианистым калием. В финале Мартин с нацистским приветствием застывает над трупами новобрачных.

    В ролях

    Австрийское озеро Аттерзе, где снималась сцена гомосексуальной оргии нацистов

  • Хельмут Бергер — Мартин фон Эссенбек
  • Дирк Богард — Фридрих Брукман
  • Ингрид Тулин — Софи фон Эссенбек
  • Хельмут Грим — Ашенбах
  • Рено Верле — Гюнтер фон Эссенбек
  • Умберто Орсини — Герберт Тальман
  • Рейнхард Кольдехоф — Константин фон Эссенбек
  • Альбрехт Шёнхальс — Йоахим фон Эссенбек
  • Флоринда Болкан — Ольга
  • Нора Риччи — гувернантка
  • Шарлотта Рэмплинг — Элизабет Тальман
  • Ирина Ванка — Лиза
  • Карин Миттендорф — Тильда Тальман
  • Валентина Риччи — Эрика Тальман
  • Вольфганг Хиллингер — Янек
  • Эстер Карлони — Маделина
  • Истоки

    Идея снять фильм об истоках нацизма родилась у Висконти из планов переснять «Макбет» на современном историческом материале. Размышляя о возможных соответствиях сюжету шекспировской пьесы в современной истории, он натолкнулся на журнальную статью о семействе Круппов, которое финансировало военную индустрию Третьего рейха. По мере работы над сценарием в сюжет были введены мотивы «Царя Эдипа» (кровосмесительная связь сына с матерью) и «Гамлета» (мстящий матери и её любовнику сын-изгой). История нравственного разложения семейства была переосмыслена как образ «гибели богов» — падения патриархальной Европы с её вековыми культурными устоями. По мнению А. Плахова, Висконти удалось сплавить воедино миф и историю, зарифмовать семейное и социальное.

    Реакция

    После выхода фильма в прокат одни рецензенты поносили его за декадентство и тяжеловесное жонглирование приевшимися литературными реминисценциями, другие — сравнивали с произведениями оперного искусства. По словам одного французского критика, «Гибель богов» — это «шекспировская трагедия, поставленная как опера Вагнера»; другой критик писал, что это история Круппов, увиденная глазами Верди. Фильм выдвигался на премии «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и «Золотой глобус» самому многообещающему новичку (Хельмут Бергер). В американский прокат лента вышла в урезанном виде (без сцены оргии) и под другим названием — «Проклятые» (The Damned).

    Влияние

    Вслед за «Гибелью богов» появилось несколько других фильмов, искавших истоки фашизма в сексуальных перверсиях; среди них наиболее известны: «Конформист» Б. Бертолуччи (1970), «Ночной портье» Лилианы Кавани (1974), «Салон Китти» Тинто Брасса (1976). Нарисованный Висконти образ уничтожающей себя изнутри семьи был переосмыслен Фр. Копполой в «Крёстном отце» (1972) и П. Шеро в «Королеве Марго» (1994). Особенно неизгладимое впечатление «Гибель богов» произвела на Фассбиндера, который считал его едва ли не величайшим из всех фильмов и не раз цитировал из него отдельные сцены (например, в «Китайской рулетке»).

    Поделиться в соц. сетях

    0

    Related Post

    Развод (фильм, 1930) «Развод» (англ. The Divorcee; другое название «Разведённая») — американский чёрно-белый художественный фильм, драма режиссёра Роберта Леонарда, выше...
    Ущерб (фильм) «Ущерб» (англ. Damage) — кинофильм. Экранизация одноимённого романа Жозефины Харт (1942—2011). Содержание 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съёмочная группа 4 До...
    Болсам, Мартин Мартин Генри Болсам (англ. Martin Henry Balsam; 4 ноября 1919(19191104) — 13 февраля 1996) — американский актёр. Содержание 1 Биография 2 Фильмогра...
    Филомена «Филомена» (англ. Philomena) — драматический фильм режиссёра Стивена Фрирза, вышедший на экраны в 2013 году. Сценарий написан по книге политического...

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.