Форд, Джон (режиссёр)

Форд, Джон (режиссёр)

«Оскар» (1936, 1941, 1942, 1953) IMDb:

ID 0000406

 Джон Форд на Викискладе

Джон Форд (англ. John Ford, настоящее имя Джон Мартин Фини, англ. John Martin Feeney; 1 февраля 1894(18940201), Кейп-Элизабет, Мэн — 31 августа 1973, Палм-Дезерт, Калифорния) — американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и писатель, крупнейший мастер вестерна, единственный в истории обладатель четырёх «Оскаров» за лучшую режиссуру.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Режиссёрский почерк
  • 3 Избранная фильмография
  • 3.1 Немые фильмы
  • 3.2 Звуковые фильмы
  • 3.2.1 1920-е
  • 3.2.2 1930-е
  • 3.2.3 1940-е
  • 3.2.4 1950-е
  • 3.2.5 1960-е
  • 4 Награды
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • Биография

    Уроженец Новой Англии, Форд приехал в Калифорнию в июле 1914 года, чтобы работать дублёром, а затем и оператором на фильмах своего старшего брата Фрэнсиса Форда, который играл во многих лентах Томаса Эдисона, Жоржа Мельеса, Томаса Инса и других пионеров кинематографа.

    В 1917 г. Карл Леммле доверил Форду-младшему кресло режиссёра (как вспоминал сам Форд, за то, что он умел громко кричать на членов съёмочной группы). Из 60 картин (в основном вестернов), которые Форд снял в эпоху немого кино, сохранилось меньше дюжины. Многие из них были сняты всего за два-три дня, однако эпический «Железный конь» 1924 года стал вехой в развитии жанра: на съёмках были заняты 5000 человек.

    Форд довольно быстро адаптировался к условиям звукового кино. В 1928 г. он снимает драму «Четыре сына» под явным влиянием «Восхода солнца» Мурнау и с использованием тех же декораций. В 1930-е гг. Форд заработал репутацию одного из самых надёжных и «дисциплинированных» режиссёров, у которого «всё под контролем». Именно ему была поручена экранизация нашумевшего романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева».

    После 10-летнего перерыва Форд решил вернуться к тематике Дикого Запада. Его фильм «Дилижанс» (1939) предопределил пути развития вестерна на годы вперёд. Начиная с этой работы постоянным фоном для вестернов Форда (в каком бы штате ни происходило их действие) становится живописная долина Монументов в штате Юта. Другие режиссёры избегали этих мест, чтобы не быть обвинёнными в имитации фирменного фордовского стиля.

    В 1940-е и 1950-е гг. Форд создаёт «золотой фонд» классических вестернов. Над их созданием работала сплочённая съёмочная группа и неизменная труппа актёров во главе с Джоном Уэйном и Генри Фондой. Несмотря на преданность актёров, про жёсткость Форда на съёмочной площадке ходили легенды. Зачастую он провоцировал конфликты между актёрами, чтобы добиться в кадре необходимого эмоционального накала.

    Во время Второй мировой войны Форд служил во флоте, принимал участие в высадке на Омаха-бич. По окончании войны ему было присвоено звание контр-адмирала. Вернувшись к режиссуре, Форд реализовал масштабно задуманную «кавалерийскую трилогию» по мотивам произведений Дж. Белла. В 1956 г. снял эпический вестерн «Искатели», ныне признаваемый Американским институтом кино безусловной вершиной жанра.

    По воспоминаниям близких к Форду людей, его тяготила репутация «короля вестернов», а интересы вовсе не исчерпывались тематикой Дикого Запада. В 1960-е годы режиссёр стал испытывать серьёзные проблемы со здоровьем. Давали о себе знать пристрастие к курению и выпивке, а также боевое ранение. На какое-то время он даже потерял зрение. В эти годы политические взгляды Форда заметно правеют: вместе со своим старым другом Уэйном он высказывается за продолжение войны во Вьетнаме. Парадоксально, но в своем творчестве Форд, наоборот, полевел. Фильм «Сержант Ратледж» (1960) поднимал тему межрасовых отношений; «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (1962) был снят в несвойственной «классическому Форду» стилистике «антивестерна»; в картине «Осень шайеннов» (1964) рассказывалось об одном из трагических эпизодов индейских войн.

    Незадолго до смерти, когда Форд лежал в онкологической клинике, Американский институт кино объявил его первым обладателем награды за вклад в развитие киноискусства, а президент Никсон наградил его Президентской медалью Свободы и присвоил звание адмирала. В 1998 г. в городе Портленд ему был установлен памятник.

    Режиссёрский почерк

    Кадр из фильма «Искатели» (1956).

    За свои почти 50 лет режиссёрской деятельности Форд снял приблизительно 130 кинофильмов. Наибольшее внимание уделял трём темам: Ирландии как родине своих предков, освоению американского Запада и будням американской армии. Своих героев, как и бескрайние пейзажи, он предпочитал снимать с низкого угла, что придавало им эпическое величие. Форда мало интересовали женские персонажи; в некоторых его фильмах они почти отсутствуют, за что его обвиняли в женоненавистничестве. В ряде его фильмов фигурирует мистика игральных карт. В одной из своих последних работ, «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (1962), Форд признаёт, что пресловутый героизм едва ли существует, однако потребность общества в героях неискоренима.

    О влиянии Форда на своё творчество говорили такие титаны мирового кинематографа, как Орсон Уэллс, Ингмар Бергман, Акира Куросава и Мартин Скорсезе. Большим почитателем его творчества был мастер спагетти-вестерна Серджио Леоне.

    Избранная фильмография

    Немые фильмы

  • 1917 — «Против Бродвея» / Bucking Broadway
  • 1920 — «Просто приятели» / Just Pals
  • 1921 — «Дороги отчаяния» / Desperate Trails (утерян)
  • 1923 — «Камео Кирби» / Cameo Kirby
  • 1924 — «Железный конь» / The Iron Horse (в титрах не указан)
  • 1926 — «Трое негодяев» / 3 Bad Men
  • 1926 — «Синий орёл» / The Blue Eagle
  • 1928 — «Дом вешателя» / Hangman’s House
  • 1928 — «Полицейский Райли» / Riley the Cop (в титрах не указан)
  • Звуковые фильмы

    1920-е

  • 1928 — «Четыре сына» / Four Sons
  • 1929 — «Салют» / Salute
  • 1930 — «Вверх по реке» / Up the River
  • 1930-е

  • 1931 — «Эрроусмит» / Arrowsmith
  • 1933 — «Доктор Булл» / Doctor Bull
  • 1934 — «Потерянный патруль» / The Lost Patrol
  • 1934 — «Мир движется вперёд» / The World Moves On
  • 1934 — «Судья Прист» / Judge Priest
  • 1935 — «Весь город говорит» / The Whole Town’s Talking
  • 1935 — «Осведомитель» / The Informer
  • 1935 — «Пароход, плывущий по течению» / Steamboat Round the Bend
  • 1936 — «Узник острова акул» / The Prisoner of Shark Island
  • 1936 — «Мария Шотландская» / Mary of Scotland
  • 1936 — «Плуг и звёзды» / The Plough and the Stars
  • 1937 — «Крошка Вилли Винки» / Wee Willie Winkie
  • 1937 — «Ураган» / The Hurricane
  • 1938 — «Приключения Марко Поло» / The Adventures of Marco Polo (совместно с А. Майо, в титрах не указан)
  • 1938 — «Четверо мужчин и помощница» / Four Men and a Prayer
  • 1938 — «Патруль подводной лодки» / Submarine Patrol
  • 1939 — «Дилижанс» / Stagecoach
  • 1939 — «Молодой мистер Линкольн»/ Young Mr. Lincoln
  • 1939 — «Барабаны долины Мохок» / Drums Along the Mohawk
  • 1940 — «Гроздья гнева» / The Grapes of Wrath
  • 1940 — «Долгий путь домой» / The Long Voyage Home
  • 1940-е

  • 1941 — «Табачная дорога» / Tobacco Road
  • 1941 — «Как зелена была моя долина» / How Green Was My Valley
  • 1945 — «Они были незаменимыми» / They Were Expendable
  • 1946 — «Моя дорогая Клементина» / My Darling Clementine
  • 1947 — «Беглец» / The Fugitive
  • 1948 — «Форт Апачи» / Fort Apache
  • 1948 — «Три крёстных отца» / 3 Godfathers
  • 1949 — «Пинки» / Pinky (через неделю после начала съёмок заменён Э. Казаном)
  • 1949 — «Она носила жёлтую ленту» / She Wore a Yellow Ribbon
  • 1950 — «Когда Вилли марширует домой» / When Willie Comes Marching Home
  • 1950 — «Фургонщик» / Wagon Master
  • 1950 — «Рио-Гранде» / Rio Grande
  • 1950-е

  • 1952 — «Тихий человек» / The Quiet Man
  • 1952 — «Какова цена славы» / What Price Glory
  • 1953 — «Яркий свет солнца» / The Sun Shines Bright
  • 1953 — «Могамбо» / Mogambo
  • 1955 — «Длинная серая линия» / The Long Gray Line
  • 1955 — «Мистер Робертс» / Mr. Roberts (совместно с М. Лероем)
  • 1956 — «Искатели» / The Searchers
  • 1957 — «Крылья орлов» / The Wings of Eagles
  • 1957 — «Восход луны» / The Rising of the Moon
  • 1958 — «День Гидеона» / Gideon’s Day
  • 1958 — «Последний салют» / The Last Hurrah
  • 1959 — «Кавалеристы» / The Horse Soldiers
  • 1960 — «Сержант Ратледж» / Sergeant Rutledge
  • 1960-е

  • 1961 — «Два всадника» / Two Rode Together
  • 1962 — «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» / The Man Who Shot Liberty Valance
  • 1962 — «Как был завоёван Запад» / How the West Was Won
  • 1963 — «Риф Донована» / Donovan’s Reef
  • 1964 — «Осень шайеннов» / Cheyenne Autumn
  • 1966 — «7 женщин» / 7 Women
  • Награды

    Единственный в истории обладатель четырёх «Оскаров» за лучшую режиссуру:

  • 1936 — за фильм «Осведомитель»
  • 1941 — за фильм «Гроздья гнева»
  • 1942 — за фильм «Как зелена была моя долина»
  • 1953 — за фильм «Тихий человек»
  • Поделиться в соц. сетях

    0

    Related Post

    Лин, Дэвид Сэр Дэ́вид Лин (англ. David Lean; 25 марта 1908(19080325), Кройдон — 16 апреля 1991, Лондон) — британский кинорежиссёр, сценарист и монтажёр, широко...
    Дюверней, Ава Ава Мари Дюверней (англ. Ava Marie DuVernay; р. 24 августа 1972 года в Лос-Анджелесе) — американский режиссёр, сценарист, продюсер и публицист. В 19...
    Битти, Уоррен Уо́ррен Би́тти (англ. Warren Beatty, произносится Бэ́йти; при рождении Henry Warren Beaty); род. 30 марта 1937 года, Ричмонд, Виргиния, США) — амери...
    Обнажённая шпора «Обнажённая шпора» — классический американский текниколоровый вестерн, снятый режиссёром Энтони Манном в 1953 году с Джеймсом Стюартом в главной рол...

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.