Дурная слава (фильм, 1946)

Дурная слава (фильм, 1946)

«Дурная слава» (другой вариант перевода «Печально известные»; англ. Notorious) — шпионский детектив с привкусом нуара, снятый Альфредом Хичкоком сразу по окончании Второй мировой войны. Главные роли в нём исполнили Кэри Грант и Ингрид Бергман. В 2006 году лента была внесена в Национальный реестр фильмов, имеющих культурное, историческое или эстетическое значение.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 В ролях
  • 3 Работа над фильмом
  • 4 Значение
  • 4.1 Признание
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • Сюжет

    Вскоре после окончания Второй мировой войны американский суд в городе Майами приговаривает Иоганна Губермана к двадцати годам тюрьмы за шпионаж в пользу гитлеровской Германии. «Дурная слава» преследует его дочь Алисию (Ингрид Бергман), которая знакомится на вечеринке с элегантным мужчиной по имени Девлин. Выясняется, что Девлин (Кэри Грант) намеренно познакомился с ней по заданию ФБР. Ему поручили раскрыть нацистский заговор в Рио-де-Жанейро, и для этого ему нужно завербовать антинацистски настроенную Алисию, чтобы внедрить её в группу богатых немцев, обосновавшихся в Бразилии после поражения Третьего рейха.

    В ходе подготовки к секретной операции Алисия и Девлин влюбляются друг в друга. Задание, полученное от ФБР, осложняет их взаимоотношения, заставляя их время от времени сомневаться во взаимности чувств. Алисии необходимо вернуться в Рио, чтобы войти в доверие к Алексу Себастьяну — одному из немецких заговорщиков и старому другу её отца. Между нацистом и Алисией завязывается роман, а его ревность осложняет её встречи с Девлином. Руководство ФБР советует Алисии согласиться на предложение Алекса Себастьяна вступить с ним в брак.

    Алекс живёт в роскошном особняке, где он регулярно встречается с другими заговорщиками, планы которых Алисия пытается выведать. Один из неосторожных разговоров между заговорщиками привлекает её внимание к тому факту, что доступ в винный погреб, находящийся в подвале особняка, почему-то строго охраняется. Теперь Алисии и Девлину необходимо проникнуть в погреб, чтобы понять суть заговора. Это им удаётся. В одной из бутылок в погребе они обнаруживают хичкоковский «макгаффин» — порошок, который оказывается урановой рудой, необходимой нацистам для изготовления ядерной бомбы.

    Временное отсутствие ключа от погреба (выкраденного Алисией) вызывает у Алекса подозрения. Он сам и его злобная, недоверчивая мать с ужасом начинают догадываться об истинных целях Алисии и её элегантного «друга». Но они опасаются, в первую очередь, не агентов ФБР (у которых пока нет ни достаточных улик, ни возможностей для ареста нацистов, тем более в чужой стране), а своих собственных друзей-заговорщиков, которые могут сурово покарать Алекса за его наивную доверчивость. (Заговорщики ранее казнили одного из участников сговора за гораздо меньшую провинность). Мать предлагает сделать вид, что ничего не произошло, и медленно извести Алисию с помощью медленно действующего яда.

    Девлин во время периодических встреч с Алисией замечает, что с ней что-то не в порядке и, после её продолжительного отсутствия, решает навестить её в особняке мужа. Там он с ужасом узнаёт, что она уже целую неделю больна и лежит в постели в своей комнате, полностью изолированная от внешнего мира. Выяснив у догадавшейся девушки, в чём дело, Девлин забирает её из дома её мужа и отвозит в больницу. Это вызывает подозрение у соратников Алекса Себастьяна, которым теперь не терпится допросить его, а возможно, и избавиться от него как от ненадёжного члена заговорщической группы. Картина заканчивается сценой того, как машина с Алисией и Девлином уезжает, а растерявшийся Себастьян, желавший поехать вместе с ними, возвращается к заговорщикам.

    В ролях

  • Ингрид Бергман — Алисия Губерман
  • Кэри Грант — Девлин
  • Клод Рейнс — Александр Себастьян
  • Луис Кэлхерн — Пол Прескотт
  • Леопольдина Константин — мадам Анна Себастьян
  • Рейнхольд Шюнцель — Доктор Андерсон
  • Айван Трисолт — Эрик Матис
  • Работа над фильмом

    Фильм основан на рассказе 1921 года, в котором действие происходит во время Первой мировой войны. Легендарный сценарист Бен Хехт несколько раз переделывал сценарий. Хичкок и Хехт согласно контракту были обязаны сделать ещё один фильм для продюсера Селзника, но тот был слишком увлечён блокбастером «Дуэль под солнцем», чтобы уделить сколько-нибудь значительное внимание съёмкам «Дурной славы». Чем меньше Селзник вмешивался в творческий процесс Хичкока, тем более удачными выходили его фильмы. В конце концов Селзник продал все права на фильм студии RKO.

    Герои Гранта и Бергман на скачках

    По воспоминаниям Хичкока, до бомбардировок Хиросимы и Нагасаки весьма немногие были в курсе того, что уран как-то связан с ядерным оружием. Поэтому, когда Хичкок стал наводить справки на этот счёт, ФБР установило за ним слежку. Во время работы над фильмом Хичкок подтрунивал над ограничениями, существовавшими в то время в Голливуде. В частности, экранный поцелуй по правилам того времени не должен был длиться более чем пару секунд. Хичкок догадался, как обойти это ограничение: его герои непрестанно обмениваются лёгкими поцелуями, передвигаясь по комнате к звонящему телефону.

    Значение

    Фильм имел огромный успех в прокате и среди критиков. Франсуа Трюффо считал его самым характерным фильмом Хичкока, в котором преломились все лучшие грани его таланта. Движения камеры в фильме особенно виртуозны, особенно в кульминационной сцене большой вечеринки в доме Алекса: сначала камера даёт общий вид сцены, потом наезжает на ключ, зажатый в её руке. Она искусно змеится между многочисленными гостями, как будто среди них бродит невидимый соглядатай (внимательный зритель заметит среди гостей самого Хичкока). Особенно пристально камера фиксирует предметы, имеющие ключевое значение для фабулы, — бутылки вина и кружки с отравленным кофе.

    В конце фильма камера переносит зрителя на место истощённой ядом Алисии, у которой темнеет в глазах и кружится голова. Вот что говорит по этому поводу режиссёр Жак Риветт:

    Последняя сцена, возможно, наиболее совершенна в истории кино, в том смысле, что всё разрешается за три минуты — и любовная история, и семейная история, и шпионская история, — в нескольких грандиозных, незабываемых кадрах.

    Признание

    Фильм номинировался на премию «Оскар» в категориях «Лучший актёр второго плана» (Клод Рейнс) и «Лучший оригинальный сценарий» (Бен Хехт).

    Именитый кинокритик Роджер Эберт не раз признавался, что «Дурная слава» — его любимый фильм Хичкока. В 1991 году он включил его в свой список десяти величайших кинокартин в истории.

    Поделиться в соц. сетях

    0

    Related Post

    Знак Голливуда Знак Голливуда (англ. Hollywood Sign) — знаменитый памятный знак на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе, Калифорния. Представляет собой слово «HOLLY...
    Fox Searchlight Pictures Fox Searchlight Pictures (Фокс Сёрчлайт Пикчерс) — американская дочерняя кинокомпания, основанная «20th Century Fox» в 1994 году. Компания занимаетс...
    Хоуп, Боб IMDb: ID 0001362 bobhope.com  Боб Хоуп на Викискладе Боб Хо́уп (англ. Bob Hope, настоящее имя — Ле́сли Та́унз Хо́уп (англ. Leslie Townes ...
    1981 год в кино в театре / в музыке Фильмы  / ТВ  / мультфильмы 1981 года Кинопремии и награды «Оскар» «Золотой глобус» «Золотая малина» «Сатурн» «BAFTA» ...

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.